Всероссийская конференция «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры»

26 октября 2018

В Москве 25-26 октября 2018 г. состоялась Всероссийская конференция «Деятельность психолого-медико педагогических комиссий (ПМПК) в современных условиях. Ключевые ориентиры».

25 октября в Российском университете дружбы народов открылась Всероссийская конференция «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) в современных условиях. Ключевые ориентиры». Мероприятие объединило более 1500 участников – специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы образования, руководителей и специалистов ПМПК. Пленарное заседание конференции транслировалось в онлайн-режиме. Участие в работе конференции приняла заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В своём выступлении Т. Ю. Синюгина подчеркнула, что ПМПК должны занимать особое место в системе образования. Именно специалисты ПМПК определяют, каким образовательным маршрутом должны двигаться дети с особыми образовательными потребностями.

Мы планируем перейти к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе должны будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Вместо территориальных ПМПК будут филиалы одной комиссии, специалисты которых войдут в штат ППМС-центра, который получит госзадание на оказание услуги, – сказала
Т. Ю. Синюгина.

Заместитель Министра пояснила, что к 1 января 2020 года все регионы должны будут перейти к централизованной модели деятельности комиссий, для этого будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконный акт, регламентирующий деятельность ПМПК (согласно приказу Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082).

Централизация ПМПК позволит не только систематизировать, унифицировать работу комиссий, но и поднять престиж специалистов ПМПК. Вместе с тем, вы должны это понимать, ещё более повышается уровень ответственности ПМПК за выданные рекомендации. Появится новая форма заключения комиссии, разработанная нами, которая коснётся организации получения образования и сдачи ГИА, – акцентировала Татьяна Юрьевна.

Заместитель Министра информировала, что в подготовленных поправках в федеральное законодательство в сфере образования понятие «ограниченные возможности здоровья» заменяется на «особые образовательные потребности», предельный возраст обращения в ПМПК не будет ограничен 18 годами, исключится норма о рекомендательной норме заключения для родителей, оно станет обязательным.

Т. Ю. Синюгина также подчеркнула, что специалисты ПМПК должны знать возможности своей региональной системы образования, информировать родителей о том, где и какую помощь может получить ребёнок.

Для обеспечения методической помощи образовательным организациям, для консультирования родителей мы создаем федеральные ресурсные центры, а регионы создают по аналогии свои ресурсные центры по оказанию методической помощи образовательным организациям в организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Таких центров сейчас четыре: в Пскове – по работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития, в Санкт-Петербурге – по работе с детьми с нарушениями зрения, два центра в Москве – по работе с детьми с РАС и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В ближайших наших планах открытие еще двух ФРЦ – по ранней помощи на базе ИКП РАО, а также по работе с детьми с нарушениями слуха и речи. Вы должны знать об этих центрах, и в сложных случаях, если нет соответствующих специалистов, родителям и педагогам нужно рекомендовать обращаться за помощью в наши в ФРЦ, – резюмировала Т. Ю. Синюгина.

Кроме того, руководителем Федерального центра ПМПК Л.Ю. Вакориной, были представлены итоги проведенного в 2018 году мониторинга деятельности ПМПК.

26 октября работа конференции продолжилась в секциях по направлениям деятельности специалистов ПМПК.

Первый день. 25.10.2018г. Пленарное заседание

«Результаты федерального мониторинга деятельности ПМПК», заместитель директора ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», руководитель федерального центра ПМПК, Вакорина Людмила Юрьевна

«Взаимодействие федерального бюро медико-социальной экспертизы и ПМПК», Заведующая отделом психологической экспертно-реабилитационной диагностики Центра социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации федерального бюро МСЭ, Сотская Гульнара Мизхатовна

«Концептуальный подход к обследованию на ПМПК детей с расстройствами аутистического спектра», доктор психологических наук,профессор, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, Никольская Ольга Сергеевна

«Организация обследования детей с девиантным поведением на ПМПКи определение условий организации индивидуальной профилактической работы», кандидат психологических наук, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ, Чиркина Римма Вячеславовна

«Актуальные аспекты проектирования образовательных маршрутов для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития», заведующий лабораторией инклюзивного обучения Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, доктор психологических наук, профессор, Левченко Ирина Юрьевна

«Методологические проблемы формулирования логопедических заключений у детей с ОВЗ», профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Президент Союза дефектологов России, доктор педагогических наук, Филичева Татьяна Борисовна

«Проблемы дифференциальной диагностики и организации обучения детей с задержкой психического развития», заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Иркутского государственного университета, доктор психологических наук, доцент, Инденбаум Елена Леонидовна

«Современные подходы к обследованию детей с социальной депривацией на ПМПК», ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Семаго Михаил Михайлович

«Оценка качества услуг ПМПК и образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья по данным региональных мониторингов Всероссийской организации родителей детей-инвалидов», председатель Всероссийской организация родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов, Клочко Елена Юрьевна

«Системный подход к ведению статистического учета детей, прошедших ПМПК», аналитик НИУ «Высшая школа экономики», Беликов Александр Александрович

«ЦПМПК – гарант «особого ребенка» на качественное образование (опыт г. Москвы)», заместитель начальника Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы, Москвичева Ольга Анатольевна

«Опыт создания централизованной модели деятельности ПМПК в Кемеровской области», директор Кузбасского регионального центра ППМС-помощи «Здоровье и развитие личности», доктор медицинских наук, Свиридова Ирина Альбертовна

Второй день. 26.10.2018г. Работа секций

«Инновационный подход к формированию итоговых заключений ПМПК. Из опыта ЦПМПК г. Москвы», кандидат психологических наук, руководитель ЦПМПК г. Москвы, Дониченко Ольга Георгиевна

«Комплексный приём ребенка с РАС в условиях ПМПК. Сопровождение семей, воспитывающих детей с аутизмом», специалисты ЦПМПК Красноярского края: учитель-дефектолог, Скаредина Елена Владимировна, педагог-психолог Жихарь Наталья Александровна

«НПА, регулирующие образование лиц с ОВЗ (для ПМПК)»

«Опыт систематизации данных о детях, прошедших обследование в ЦПМПК Хабаровского края», руководитель ЦПМПК Хабаровского края, Содномов Зорикто Батодоржиевич

«Организационно-методическая работа ЦПМПК, как основа выстраивания системы психолого- медико-педагогических комиссий в регионе», руководитель ЦПМПК, Богданова Наталья Александровна

«Региональный опыт взаимодействия ПМПК и ГБ МСЭ в Свердловской области», директор государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс», Макарова Лариса Вениаминовна

«Формирование заключений ПМПК о создании специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательной программе основного общего / среднего общего образования», кандидат психологических наук, руководитель ЦПМПК г. Москвы, Дониченко Ольга Георгиевна

«Центральная психолого- медико-педагогическая комиссия», руководитель ЦПМПК Чеченской Республики, Шахгиреева Айзан Усмановна

«Диагностическая дифференциация вариантов развития детей с ЗПР к началу школьного обучения», доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ИКП РАО, Бабкина Наталия Викторовна

«Комплексное обследование ребенка раннего возраста на ПМПК», доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, Разенкова Юлия Анатольевна

«О подготовке рекомендаций ПМПК по определению образовательного маршрута детям с нарушениями зрения», кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИКП РАО, Любимов Алексей Алексеевич, научный сотрудник ИКП РАО, Бодренкова Людмила Геннадьевна

«Обследование ребенка с нарушениями зрения на ПМПК», доцент кафедры тифлопедагогики МПГУ, Комова Наталия Сергеевна

«Особенности обследования лиц старше 18 лет на ПМПК», заведующий лабораторией инклюзивного обучения Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, доктор психологических наук, профессор, Левченко Ирина Юрьевна

«Обследование детей с нарушениями слуха на ПМПК», декан дефектологического факультета МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Кулакова Елена Владимировна

«Подготовка дефектологов, как одно из условий совершенствования деятельности ПМПК», кандидат педагогических наук, профессор, преподаватель кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии МПГУ, Забрамная Софья Давыдовна

«Преемственность рекомендаций ПМПК и организации образования на основе СИПР», методист федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями, с ТМНР, Рудакова Елена Анатольевна

«Формирование протоколов дефектологического обследования учителем-дефектологом ПМПК», учитель-дефектолог Красноярской краевой ПМПК, Вандышева Марина Юрьевна

«Дети с кохлеарными имплантами: современные показатели достижений в реабилитации и определение образовательного маршрута специалистами ПМПК», кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИКП РАО, Сатаева Альбина Ирековна

«Детский церебральный паралич»

«Диагностика уровня речевого развития ребенка: разбор детских случаев», кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Китик Елена Евгеньевна

«Дифференциальная диагностика детей с дизартрией», заведующая лабораторией восстановления глотания, фонации и речи Федерального НКЦ реаниматологии и реабилитологии Министерства науки и высшего образования, старший научный сотрудник, доцент, Шевцова Елена Евгеньевна

«Методологические проблемы формулирования логопедических заключений у детей с ОВЗ», Почетный профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, Президент Союза дефектологов России, доктор педагогических наук, Филичева Татьяна Борисовна

«Неврологические основы патологии речи», главный внештатный детский специалист невролог, директор ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии», доктор медицинских наук, профессор, Батышева Татьяна Тимофеевна

«Общее недоразвитие речи – современные подходы к диагностике и коррекции», Почетный профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, Президент Союза дефектологов России, доктор педагогических наук, Филичева Татьяна Борисовна

Положение о порядке деятельности логопункта образовательной организации

«Современные диагностики во взаимодействии невролога и практики комплексной логопеда», профессор кафедры логопедии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, Туманова Татьяна Володаровна

«Актуальные вопросы ранней диагностики детей с аутизмом», заведующая отделом детской психиатрии ФГБУ «Научный центр психического здоровья» Российской академии медицинских наук, главный внештатный детский специалист психиатр, доктор медицинских наук, профессор, Наталья Валентиновна Симашкова

«Диагностика детей с РАС на ПМПК», психолог ЦПМПК Московской области, кандидат психологических наук, Рожков Олег Павлович

«Дифференциальная диагностика и определение специальных условий получения образования для детей с расстройствами аутистического спектра», ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики Р АО, доктор психологических наук, Баенская Елена Ростиславовна

«Использование теста Векслера в работе ПМПК», директор КГБУ «Хабаровский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», Олифер Ольга Олеговна

«Психолого-педагогическое обследование ребенка на ПМПК. Формирование заключений и выводов по результатам обследования», заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития Иркутского государственного университета, доктор психологических наук, доцент, Инденбаум Елена Леонидовна

«Роль психолога в комплексном обследовании на ПМПК детей с девиантным поведением. Подготовка рекомендаций ПМПК по результатам обследования», заместитель директора по консультативно-диагностической работе ГБУ СО «Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей» г. Саратова, кандидат психологических наук, Печерский Алексей Владимирович

«Роль специалистов медицинского профиля в деятельности ПМПК. Оформление протокола врачебного обследования на ПМПК», специалист федерального центра ПМПК, врач-психиатр, Герасимович Любовь Александровна

Советуем почитать

22 февраля 2019

Министерством просвещения подготовлены разъяснения по сопровождению тьютором и (или) ассистентом-помощником детей с ОВЗ и ...

3 апреля 2019

10 -11 апреля 2019 г. в Москве в рамках Московского международного салона образования пройдет Всероссийская конференция «О...