Вопрос-ответ

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) к компетенции ПМПК относится определение специальных условий для получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Статьей 79 Закона определены специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ. Согласно действующему законодательству ПМПК не вправе рекомендовать обучение на дому. Эта функция закреплена за учреждениями системы здравоохранения.

Приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394 утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – Порядок).

Согласно подпункту «б» пункта 7 Порядка государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА) в форме государственного выпускного экзамена проводится для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения (далее — загранучреждения), а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования, для обучающихся, освоивших в 2014 — 2018 годах образовательные программы основного общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации» определено понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Вместе с тем согласно пункту 23 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 заключение комиссии действительно для представления в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, иные органы и организации в течение календарного года с даты его подписания.

Учитывая вышеизложенное, поясняем. Если ребенок обучался по общеобразовательной программе, в течение всего срока обучения не нуждался в создании специальных условий для получения образования, аттестован положительно по основной общеобразовательной программе, то в создании специальных условий при прохождении ГИА он не нуждается, ГИА проходит на общих основаниях.

Согласно статье 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь (далее – ППМС помощь) оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

ППМС-помощь включает в себя:

  1. психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  2. коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
  3. комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
  4. помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Кроме того, на центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК), в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.

Таким образом осуществление функции ПМПК не является предоставление ППМС помощи, так как не реализует мероприятия, указанные в статье 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


Задайте свой вопрос

Поля, отмеченные (*) - обязательны для заполнения